<style type="text/css">.wpb_animate_when_almost_visible { opacity: 1; }</style>

Обмен товаров не подошедших по размеру, цвету и фасону

14.10.2017

В Центр правовой поддержки людей старшего возраста обратилась гражданка Алла П. (71 год) по вопросу обмена весенней куртки надлежащего качества по истечении 14-дневного срока, предусмотренного статьей 25 Закона о Защите прав потребителей. Товар был приобретен зимой, однако более тщательный осмотр товара был произведен П. только в начале весеннего сезона, то есть через 2 месяца после покупки.

В процессе примерки выяснилось, что в связи с существенным снижением веса куртка не подходит П. по размеру.

П., зная, что потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества, обратилась в магазин с просьбой обменять куртку на иной размер.

Продавцом в обмене было отказано со ссылкой на пропуск предусмотренного законом 14-дневного срока.

П., полагая, что ее права нарушены и ей обязаны были заменить товар, обратилась в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате денег.

Суд встал на сторону продавца, справедливо отметив, что предусмотренный законом срок для обмена товара надлежащего качества является дополнительной гарантией для покупателя, как наиболее незащищенной стороны в правоотношениях с продавцом. Данный срок (14 дней) более чем достаточен для принятия окончательного решения относительно купленной вещи.

Незнание П. своих прав не только привело к отказу в удовлетворении ее исковых требований, но и взысканию с нее судебных расходов, понесенных продавцом.

Какой вывод можно сделать из этой истории?

Вывод один: потребители недостаточно хорошо знают свои права, закрепленные Законом о защите прав потребителей. А закон действует уже без малого 25 лет!

Положения закона неоднократно разъясняются в СМИ: телевизионные репортажи, статьи в печатных изданиях, радиоэфиры.

Возможно, гражданам просто трудно воспринимать нормы закона, написанные юридическим языком.

Попробуем немного прояснить правовую природу срока для обмена товара надлежащего качества.

Зачем человек приобретает те или иные товары? В первую очередь, для удовлетворения своих личных интересов и потребностей. У каждого свои вкусы и предпочтения при выборе товаров. Одна и та же вещь может нравится одному человеку, но категорически не нравится другому.

После приобретения товара, потребитель только дома осознает, что купленный товар не в полной мере отвечает его интересам (фасон платья кажется нелепым, цвет брюк при домашнем освещении полнит, свитер, купленный маме в подарок, не подходит по размеру и т.д.)

И вроде бы претензий по качеству товара не имеется, но осознание неудовлетворенности присутствует.

В таких случаях на помощь приходит статья 25 Закона о Защите прав потребителей.

В указанном законе это, пожалуй, единственная статья, регулирующая отношения потребителя и продавца при отсутствии вины последнего.

Согласно статье 25 Закона о защите прав потребителя потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Буквальное толкование данной статьи позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, законом предусмотрен ограниченный срок для реализации потребителем своего права на обмен товара – 14 дней.

Немаловажным аспектом является то, что закон не предусматривает порядок восстановления указанного срока. Если по каким-то причинам потребитель не смог воспользоваться этим правом (был в командировке, на больничном и т.п.), то продавец имеет полное право отказать в удовлетворении требования.

Во-вторых, обмен товара надлежащего качества возможен только при условии, что товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид и заводские ярлыки. То есть, если продавец обнаружит, что подлежащий обмену товар имеет признаки эксплуатации, то он также праве не производить обмен товара.

В-третьих, обмен товара возможен только при наличии условий, перечень которых закреплен в статье 25 Закона о защите прав потребителя.

Так, товар можно обменять если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Законодатель не зря предусмотрел закрытый перечень оснований для обмена.

Закрытый перечень оснований призван стимулировать потребителя более ответственно подходить к приобретению того или иного товара.

Отношения продавца и покупателя должны строиться на паритетных началах, исключающих даже минимальную возможность злоупотребления своими правами как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.

Потребитель приобретает товар в собственных интересах, в то время как продавец реализует товары в предпринимательских целях, для получения прогнозируемой прибыли.

Если бы у потребителя имелась возможность безосновательно неограниченное число раз обменивать товар, это привело бы к дестабилизации предпринимательской деятельности продавца, а значит, способствовало бы нарушению его прав.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

То есть изначально у потребителя есть только исключительное право на обмен товара, и только в случае его аналога, требовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств.

Статья 25 Закона о Защите прав потребителей содержит ссылку на перечень товаров, которые нельзя обменять по вышеуказанным причинам, вне зависимости от оснований. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации, и является закрытым.

В перечень невозвратных товаров входят: лекарственные препараты; парфюмерно-косметические товары; предметы личной гигиены; швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты); изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями; автомобили и мотовелотовары; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура и т.д.); гражданское оружие; животные и растения; непериодические издания (книги, брошюры, альбомы и т.д.); текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

Очень часто, продавцы, пользуясь правовой безграмотностью граждан, незаконно отказывают в обмене товаров, не внесенных в перечень (товары со скидками, расходные материалы и т.д.).

В данном случае, правда на стороне потребителя и нарушенные права подлежат 100% защите со стороны государства.

На основании изложенного можно сделать только один вывод: к процессу приобретения товара необходимо всегда подходить в должной степенью осмотрительности, полностью ознакомившись  с товаром и его основными характеристиками до момента заключения договора купли-продажи, а также потребовав от продавца предоставления всей необходимой информации о товаре.

Уважаемые граждане! В настоящее время работа Центра правовой поддержки людей старшего возраста продолжается, все желающие могут записаться на прием по телефону 40-02-40.

Желаем Вам только приятных покупок!




Отправка

* Все поля должны быть заполненны корректно